ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1. Не сообщайте в соцсетях о том, где вы находитесь в данный момент.
2. Остерегайтесь публиковать в интернете свои личные данные.
3. Не распространяйте информацию о других людях.
4. Не сообщайте о дорогих покупках, которые вы совершаете.
5. Не сообщайте в соцсетях о том, когда вы отсутствуете дома.
6. Не сообщайте информацию о своем ежедневном расписании.
7. Встречайтесь с новыми друзьями из виртуального мира только в многолюдных местах.
8. Не сообщайте подробностей, которые кибер-хулиганы могут использовать против вас.
9. Не оскорбляйте и не наговаривайте на ваших друзей, родных, знакомых.
Воспитание без насилия
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ЗАДЕРЖАЛИ СОТРУДНИКИ МИЛИЦИИ?
Вы ходите в школу, занимаетесь спортом, гуляете на улице, посещаете дискотеки и другие мероприятия.
Представьте себе такую ситуацию, когда к Вам подходит сотрудник милиции для выяснения каких-либо вопросов. Представили?... Хорошо!... А, теперь подумайте, как бы Вы вели себя в таких случаях. Уже подумали? Замечательно!...
Вместе с тем, в данной памятке Вам предлагается наиболее оптимальный ответ.
В том случае, если Вас задержали, постарайтесь запомнить общие правила поведения: ни при каких обстоятельствах не паникуйте, не пытайтесь убежать, вырваться, старайтесь вести себя вежливо и никогда ничего не подписывать, не прочитав внимательно.
А если с прочитанным не согласны, не подписывайте и не стесняйтесь писать на тех же бумагах свое мнение. Никогда не подписывайте чистые листы.
Не менее важно не поддаваться на возможные провокации, к примеру «...ты подпиши и мы тебя отпустим...», «...признайся, и мы тебя отпустим...».
Что же делать в первые минуты задержания? Итак, по порядку:
- требуйте, чтобы сотрудники милиции о Вашем задержании немедленно уведомили родителей или иных законных представителей (усыновителей, опекунов, попечителей), администрацию гимназии;
- не конфликтуйте с сотрудниками органов внутренних дел, не настраивайте против себя. Ваше поведение в эти минуты имеет большое значение для дальнейшего отношения к Вам;
- выясните, что послужило причиной Вашего задержания, если считаете, что Вас задержали незаконно;
- предупредите милиционера, что вынуждены подчиниться, но будете обжаловать его действия. Постарайтесь, чтобы напоминание о своих правах было в корректной форме и не содержало угроз;
- после прихода (доставления) в отделение милиции требуйте составления протокола о задержании. Если возникнут возражения, Вы можете вписать их в протокол. Вы вправе внести любые свои комментарии, в том числе, о нарушении закона при Вашем задержании. В случае Вашего отказа от подписания протокола, Вы можете указать причины, например: «Мне не разъяснили мои права», «В протоколе написана неправда», «Я отказываюсь подписывать протокол, так как меня при задержании избили»;
- не пытайтесь придумывать какие-либо факты или события, не сообщайте то, в чем не уверены.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Рекомендации для педагогов по адаптации пятиклассников
Рекомендации классному руководителю
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
1. На первом родительском собрании необходимо представьте новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт с педагогом-психологом и педагогом социальным.
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и ФИО учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся.
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СОЦСЕТЯХ, КОТОРЫЕ ОБЕЗОПАСЯТ ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА
Дети - легкая добыча для преступников и извращенцев в интернете
1. Поспособствуйте тому, чтобы профиль ребенка в соцсети был закрытым, чтобы его могли смотреть только те, кто добавлен в друзья.
2. В друзья разрешайте добавлять лишь тех, кого ребенок знает в реале.
3. Станьте другом своему ребенку, войдите к нему в доверие, чтобы он усвоил принцип «Сделал глупость в сети - признайся родителям». Родители - лучшие друзья.
4. Не разрешайте ребенку публиковать в соцсетях информацию, по которой его могут вычислить хейтеры, светить на фото и видео дорогие подарки и покупки родителей.
5. Установите услугу «Родительский контроль» для фильтрации опасного контента (подробности узнавайте у своего провайдера).
6. Контролируйте, сколько ребенок проводит времени в соцсетях. Не позволяйте засиживаться допоздна.
7. Не стесняйтесь нарушить личное пространство ребенка и интересуйтесь списком друзей, групп и интересных страниц. Следите за фотографиями.
8. Если на теле подростка появились порезы, это повод для серьезного разговора, похода к психологу.
9. Не можете сами найти общий язык с ребенком? Обратитесь в службу СППС гимназии, позвоните по телефонам доверия.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Для того чтобы ваше сотрудничество с учителями было плодотворным, рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребёнка следующих основных правил семейного воспитания:
- Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ребёнок становится центром семьи, и родители приносят себя ему в жертву, то он вырастает эгоистом, с завышенной самооценкой, он считает, что «всё должно быть для него». За безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
- Не менее вредно равнодушное, пренебрежительное отношение к ребёнку. Избегайте крайностей в любви к ребёнку.
- Главное средство воспитания ребёнка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребёнка в жизни семьи, в её заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение ребёнком ваших поручений.
- Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать всё то, что вы умеете. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач.
- Основа поведения ребёнка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.
- Для воспитания ребёнка вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.
- Очень важно создать в семье спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Наиболее приемлемый для семьи – это демократический стиль, когда детям предоставляется определённая самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учёбой ребёнка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
- Не оскорбляйте ребёнка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность.
- Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших в семье.
- Следите за здоровьем ребёнка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своём здоровье, о физическом развитии.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний:
Нежелание учиться – зависимость от лени;
Инфантилизм – зависимость от доминантной мамы;
Алкоголизм - зависимость от спиртных напитков;
Никотиномания - зависимость от никотина;
Метеозависимость – проблемы эмоционального состояния;
Зависимость от мужа; от негативных мыслей;
Рано пробужденная чувственность приводит к сексуальной зависимости.
Мы поговорим о компьютерной зависимости. Цель беседы – правильно сориентировать ребенка в философском принципе » Всё – яд и всё - лекарство», важно здесь отношение и самоконтроль. Незнание не спасает человека от ошибок. Значит, задача взрослых – информировать.
В ходе исследования были выведены следующие степени компьютерной зависимости:
1. Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.
2. Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
3. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.
4. Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводило к тягостному состоянию и не давало отдыха. Они уже не отдыхали во время сна, сон не был оздоравливающим, а сопровождался снами – играми. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период болезни они не смогли учиться, так игра превратилась в болезнь.
Реакции на просьбу о помощи
Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.
Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:
1-й уровень – просьба формулируется просто, например »Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло ».
Способы реагирования:
А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.
2-й уровень - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.
Различия между мальчиками и девочками
Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?
Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.
Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.
Есть методика «Робинзон», которая представляет собой игровую ситуацию. Ребенок воображает себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями и может заказать себе по рации что-либо из следующего списка:
- Сладости, мороженое;
- Книги, журналы, газеты;
- Игры, игрушки;
- Радиоприемник;
- Телевизор;
- Компьютер;
- Видеомагнитофон с кассетами;
- Друга или подругу;
- Маму;
- Папу.
Инструкция заканчивается обращением:» По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка всё, что хочешь, но только одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».
Методика выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков оно востребован в числе первых, иногда даже раньше родителей.
Причины возникновения компьютерной зависимости
1. Самая первая и главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.
5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда т него.
6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
7. Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.
8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению компьютерной зависимости, так как время в переписке летит незаметно.
9. Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
10. Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем.
11. Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками.
12. Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.
13. Развод родителей в трудный возрастной период.
Симптомы «сетевой наркомании»
1. Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.
2. Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.
3. Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости).
4. Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.
5. Интернетчик скрывает от друзей и близких реальное количество времени, которое он проводит в Сети и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).
6. Попытка проводить в Интернете меньше времени терпит неудачу.
7. Занимаясь другими делами, он часто думает о том, что же сейчас происходит в Интернете.
8. Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.
9. Отрыв о работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
- Общение с компьютером, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения.
- Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
- Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в игру, в Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем, формируется инфантильный стиль отношения к проблемам.
- Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Наш глаз привык воспринимать преломленный свет, а работая за монитором, мы смотрим на сам источник света. Изображение на экране мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения, наши глаза расслабляются только тогда, когда мы смотрим в даль.
- Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.
- При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
- Нагрузка приходится также и на ноги, сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику надо делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.
- Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.
9.У работающих за компьютером существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы, и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.
Правила техники безопасности при работе за компьютером
Глазам, работающего за компьютером помогут очки с перфорацией – это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером, необходимо сделать гимнастику для глаз.
Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая её руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Стол должен быть широким, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.
Регулярная влажная уборка – не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, так как компьютерный монитор собирает на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
Монитор должен находиться 60-70см от пользователя и чуть выше уровня глаз.
Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если родители все же хотят приобщить к нему своего малыша, то сидеть за компьютером он должен не более 20 минут в день и не чаще, чем один раз в два дня.
Для детей 7-12 лет компьютерная норма -30 минут в день, но не ежедневно!
12-14летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
С 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
Цензура компьютерных игр
Цензура взрослыми компьютерных игр – вещь, совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна быть просмотрена кем-то из взрослых. Вникните в её содержание, задайтесь вопросами: что даст эта игра вашему ребенку, какие качества личности будет развивать в нем, не будет ли формировать агрессивный стиль поведения, не даст ли какую-то опасную информацию?
Игра должна:
Развивать;
Не содержать бранных слов и выражений;
Не формировать циничное отношение к происходящему;
Не содержать агрессивной информации;
Не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;
Не учить противозаконным вещам;
Не содержать сексуальной тематики.
Аналогичной цензуре должны подвергаться и фильмы, которые смотрят дети, так как агрессия, негативная информация, чувство страха от просмотра фильмов ужасов также вредны для детской психики.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера
1. Познакомьте его с временными нормами.
2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, музыкальная школа, спортивная секция).
3. Приобщайте к домашним обязанностям.
4. культивируйте семейное чтение.
5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникновения у него проблем, конфликтов.
6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
7. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
8. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
9. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
10. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
11. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
12. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противопоставление тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
13. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые установили для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимым? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
14. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (уход из дома, скандал и пр.).
15. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
16. Попытайтесь выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
17. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Поверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
18. В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
19. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту, нужен человек, имеющий опыт решения проблем компьютерной зависимости.
Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок
употребляет наркотики?
1. Разберитесь в ситуации.
Не паникуйте. Если вы уловили подозрительный запах, это еще не означает, что теперь ваш ребенок стал наркоманом. Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы справиться с ситуацией или вам необходима помощь. И постарайтесь с первых минут стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
2. Сохраняйте доверие.
Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику. Будет лучше, если вы сможете поговорить со своим ребенком на равных, обратиться к взрослой части его личности.
3. Оказывайте моральную поддержку.
“Мне не нравится то, что ты делаешь, но я все же люблю тебя и хочу помочь”, – вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить внимание и поддержку.
Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Постарайтесь найти больше
времени для общения и совместных занятий и еще помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример.
Подумайте о своем собственном отношении к некоторым сомнительным
вещам, например, табаку, алкоголю. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими сильными, как наркотики.
4. Обращайтесь к специалисту.
Если вы убедились, что у подростка еще не выработалась зависимость,
можно начать с психолога, которому вы доверяете. Стоит обсудить, какое поведение взрослого может помочь преодолеть кризис, а какое, наоборот, лишь будет способствовать наркотизации подростка. Если вы почувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость, не теряйте времени – обращайтесь к наркологу.
Но для того, чтобы помощь нарколога была эффективной, необходимо
искреннее желание самого подростка освободиться от зависимости.
Наркомания – тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что
спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми, склонными к девиантному поведению
Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения используется карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем и психологом. Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки. Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.
Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
2. Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
3. Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
4 . Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Признаки проблемных детей
1. Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставания в интеллектуальном развитии;
- ориентация на другие виды деятельности;
- отсутствие познавательных интересов.
2. Общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- тяга к азартным играм;
- курение;
- нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке явлений действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
-драки;
- прогулы, пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- избиение слабых, младших;
- вымогательство;
- жестокое отношение к животным;
- воровство;
- нарушение общественного порядка;
-немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
-скептическое;
- негативное;
- ожесточенное.
Основными направлениями в работе педагогов являются:
Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:
1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;
2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;
3) игры, направленные на самопознание.
Основные направления профилактической работы.
- Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
- Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.
- Каждый триместр заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на совет профилактики.
- Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
- Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
- Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
- Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
- Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
- Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
- Изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде.
- Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.
- Определение уровня обучаемости.
- Изучение состояние физического здоровья ребенка.
- Установление степени искажений духовных потребностей.
- Изучение основных ценностных ориентиров школьника.
Психологические аспекты
- Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
- Не ставьте на ребенке крест.
- Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
- Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Как строить отношения с подростком
Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста и родителям, и подросткам, нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.
Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших с подростком отношениях, мы предлагаем следующее:
Ó Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
Ó Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.
Ó Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает всепрощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
Ó Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом.
Ó Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых конструктивных форм поведения.
Как разговаривать с подростком?
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
- Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и аинтересованность.
- Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
- Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
- Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
Разговор с подростком на взрослом языке
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.
Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
Как разговорить подростка: советы родителям
1. Вспомните себя
Прежде чем начать разговор с ребенком, вспомните себя в подростковом возрасте: что вас интересовало, чем вы увлекались, как общались со сверстниками, родителями, учителями? Какое это было общение: вежливое или не очень, открытое или отстраненное? Чего вам больше всего хотелось на тот момент – свободы, понимания, признания, адекватной самооценки, моральной поддержки родных и друзей? Важно понять: все, что происходило с вами – это не случайные ошибки, а испытания, которые надо было пройти, чтобы стать таким замечательным человеком, как и вы.
2. Относитесь к подростку как к личности
Несмотря на некоторую «детскость» подростка, уважайте его. Помните: он – самостоятельная личность со своими особенностями и правом на ошибки.
3. Признайте его право на тайны
Помните, что у подростков могут быть свои тайны. А потому, прежде чем начать беседу – успокойте себя. Иметь секреты – это нормально. У вас ведь тоже найдется несколько вещей, о которых вы никогда и никому не расскажете?
4. Идите на контакт
Заранее скажите подростку, что вы хотели бы с ним пообщаться. Уточните время, когда он сможет это сделать. За этот период он сможет настроиться на беседу. Скажите, что не будете читать морали. Если ваш ребенок бунтует, не отвечает на вопрос, нарушает сроки или вовсе отказывается от общения – значит, время для откровений еще не пришло. Не нервничайте и не грубите в ответ, проявляйте выдержку. Вполне вероятно, что подросток «тестирует вас на прочность».
5. Задавайте грамотные вопросы
Если подросток доброжелательно отреагировал на предложение поговорить, начните беседу с вопроса. Например, попросите совета в чем-либо или спросите, почему у вас не ладятся отношения. Спросите, что, по его мнению, родитель делает не так. Если подросток ничего конкретного не говорит, не волнуйтесь. Переведите разговор на нейтральные темы. Главное – приучить подростка общаться с вами. Постепенно он начнет вам доверять. Помните, что разговорить человека проще, занимаясь с ним совместным делом. А потому, если ваш подросток отмалчивается, витиевато отвечает на вопросы или проявляет агрессию – займите его интересным делом. Если подросток идет на контакт, дальше спросите о его проблемах, вопросах, которые волнуют, и т.д.
6. Не навязывайтесь
Задавая вопросы, не давите, не будьте навязчивыми и слишком суровыми. Не заискивайте и не сюсюкайте – это лишь вызовет раздражение. Дайте ребенку понять, вы – любящий родитель и всегда готовы выслушать, понять и помочь.
7. Активно слушайте
Не торопите ребенка, дайте ему спокойно высказаться. Это поможет ему лучше понять себя. Задавайте уточняющие вопросы, спрашивайте, как бы он поступил на вашем месте. Отвечайте на его вопросы.
8. Поддерживайте инициативу
Если ваш подросток вдруг стал рассказывать вам про своих кумиров, айпады и планшеты, а эти темы вам совершенно не интересны, не одергивайте ребенка, не уходите от беседы, а поддержите его инициативу. Внимательно слушайте, задавайте уточняющие вопросы. Помните, хорошая беседаначинается с малого.
9. Рассказывайте личные истории
Не поучайте и не противопоставляйте подростку себя. Это ведет к раздражению и протестам. Лучше расскажите истории из своей жизни – о первой любви, о стычках с родителями, о драках с соседним двором, о секретах от родителей и т.д.
10. Покажите свои чувства
Обсуждая с ребенком проблему, событие или историю, расскажите о своих чувствах, выразите свое отношение. Что дальше делать с предложенной информацией, подросток решит сам. Он уже взрослый. Если вы будете за него что-то решать, он обозлится или замкнется в себе.
11. Похвалите
Не упускайте возможности за что-либо похвалить подростка. Скажите ему, как он красиво подстригся, подобрал костюм, как он замечательно справился с заданием, как поддержал сестру в трудный момент. Лучше всего хвалить подростка при свидетелях (близких, друзьях), так как подростку в этом возрасте общественное мнение максимально важно.
Как общаться с ребенком, чтобы он доверял Вам
Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Дети научаются тому, что говорить с родителями бесполезно и даже небезопасно. Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего ребенка, то он останется таким, как он есть, а лучший способ изменить ребенка, – это сказать ему, что в нем вам не нравится, и для этого широко используются критика, морализирование, приказы и уговоры.
Это ведет к тому, что ребенок отворачивается от родителей, перестает говорить с ними, свои чувства и проблемы держит при себе. Мало просто разговаривать с ребенком, важно то, как вы разговариваете с ним.
Например, если ребенок говорит: «Я не хочу ходить в школу. Все, чему там учат – куча ненужных фактов. Можно и без них обойтись», а вы ему отвечаете: «Мы все тоже когда-то чувствовали то же самое по поводу школы – это пройдет».
Ребенок может «услышать» какое-либо (или все) скрытое сообщение:
û «Ты не считаешь мои чувства важными».
û «Ты не принимаешь меня с этими моими чувствами».
û «Ты чувствуешь, что дело не в школе, а во мне».
û «Ты не принимаешь меня всерьез».
û «Тебе все равно, что я чувствую».
Каковы же альтернативные ответы?
Один из наиболее эффективных способов ответа на сообщения ребенка о своих чувствах или проблемах – побуждение его сказать больше. Например: «Расскажи мне об этом», «Я хочу услышать об этом», «Мне интересна твоя точка зрения», «Давай обсудим это», «Похоже, что это важно для тебя». Или более простые фразы: «Я вижу», «Интересно», «Правда?», «Неужели?», «Не шутишь» и т. п.
Это дает ребенку понять, что его принимают и уважают как личность, его мнения и чувства важны и цены для вас. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. Учтите, что когда человек «выговаривается» по поводу проблемы, то он часто находит лучшее ее решение, чем когда просто думает о ней.
Обращайте внимание не только на то, что говорит ребенок, но и на выражение его лица, жесты, позу.
Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это может быть ваша улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к ребенку.
Если вы будете неискренни в разговоре с ребенком, то он это почувствует и разговор будет бесполезным. Помните:
1) Вы должны хотеть слышать то, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.
2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время. Если вы не хотите, подождите до тех пор, пока не захотите.
3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.
4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может стравляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.
5) Не нужно бояться выражения чувств; они не будут навсегда фиксированы внутри ребенка, они преходящи.
6) Вы должны быть в состоянии смотреть на ребенка как на человека, отдельного от вас – уникальную личность, более не соединенную с вами.
Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?
Ó Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
Ó Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
Ó Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
Ó Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
Ó Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
Ó Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
Ó Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Ó Если родители игнорируют право ребенка на независимость, то он может вырасти подчиненным родительской воле, покорным и неспособным осознать своего места в жизни. Такой ребенок, со временем, может начать мстить своим родителям за чрезмерно крепкие «объятия», сдавливающие самостоятельное развитие его личности.
Ó Родителям нужно научиться вырабатывать доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения и нужно дать подростку почувствовать это доверие к его поступкам. Нельзя считать его беспомощным существом, которое нуждается в постоянных советах, заботе и поддержке.
Ó Попробуйте изменить способ вашего мышления: все, что вы делаете, должно быть направлено на предоставление подростку самостоятельности в принятии решений.
Для того чтобы процесс отделения подростка завершился успешно, мы рекомендуем родителям:
û Воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть вы.
û Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.
û Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей помощи.
û Не пытаться прожить жизнь за ребенка.
û Признать в ребенке самостоятельную личность, со своими желаниями и стремлениями.
Родители, реагируйте на действия подростка не изменением своего внутреннего состояния (обида, депрессия), а изменением ВНЕШНЕГО поведения. Дети обучаются не по словам, а по родительским действиям и поступкам. Очень часто, родители, общаясь со своим ребенком, забывают о себе, о своих собственных желаниях. Взрослые не оставляют ни минуты времени на себя, они полностью поглощены решением проблем ребенка. Как вы думаете, сколько энергии содержится в таком желании улучшить жизнь ребенка? Откуда вообще может взяться энергия, если вы полностью перекрыли ей доступ. Только счастливый, реализованный родитель может понять и сделать счастливым своего ребенка. Поэтому, не отказывайтесь себе в своих желаниях. Подумайте, ведь вы должны не только своему ребенку, вы должны и себе тоже. Попробуйте прислушаться к тем смелым и непроизвольным мыслям, которые есть в вас и которые вы ранее подавляли в себе. Прислушивайтесь к внутреннему «Я», что оно на самом деле хочет?
Самое важное, что вы можете сделать по отношению к себе и своему ребенку – это взять собственную жизнь в свои руки. Сделайте ее такой, какой вы хотите, тогда и жизнь вашего ребенка изменится к лучшему.
ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребёнку самому развиваться.
П. Лесгафт
Уважаемые родители! Когда в семье рождается малыш, каждому из нас хочется , чтобы вырос он хорошим человеком, был здоров и счастлив и , обязательно, любил нас и заботился о нас.
Но когда малыш подрастает, он часто создаѐт родителям много проблем: ведь он думает иначе, поступает не так, как хочется родителям, грубит, не нуждается в нас, забывает о нас и т.п.
И тогда мы прикладываем все усилия для того, чтобы сделать из ребѐнка удобного нам человека. И не важно, какие методы и средства мы используем.
А в старости мы не чувствуем ни заботы, ни любви. И недоумѐнно разводим руками, спрашивая себя и других: «Почему он такой? Ведь мы его растили добрым, заботливым, мы всегда были рядом и помогали ему?»
Отношения между взрослыми и детьми в семье являются ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ поведения ребѐнка и направляют его нравственные ценности. Поведение-как температура, показывает состояние в эмоционально-чувственной сфере. В детском возрасте намечаются тенденции будущего характера, поэтому родителям необходимо всегда знать причины отклонения в поведении детей вообще, даже если этих отклонений нет.
Частые заболевания ( в том числе хронические), раннее курение, употребление алкоголя, половые отклонения- последствия ошибок воспитательного процесса. Состояние «готовности к наркомании» формируется незаметно для родителей и чаще всего они слепы до того момента, когда процесс уже необратим.
Педагогика- это ИСКУССТВО воспитывать. Ошибка большинства родителей- исправить поведение ребѐнка. А может стоит заглянуть в себя?
О характерах детей в зависимости от методов воспитания их родителями.
Авторитетные родители- инициативные, общительные, добрые дети.
Родители: любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять что хорошо, а что плохо; не боятся похвалить; требуют от детей осмысленного поведения; стараются помочь, чутко относясь к запросам детей. Вместе с тем: проявляют твѐрдость, сталкиваясь с капризами и немотивированными вспышками гнева.
Дети: любознательны, обосновывают свою точку зрения, а не навязывают еѐ;ответственно относятся к своим обязанностям; более энергичны, уверены в себе; лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль; легко налаживаются хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители- раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Родители: считают, что ребѐнок не должен иметь слишком много свободы и прав, должен во всѐм подчиняться их воле и авторитету; не оставляют ребѐнку свободу выбора, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать, даже если ребѐнок прав; не обосновывают требования; осуществляют жесткий контроль за поведением ребѐнка, который являясь основой их воспитания как правило не идѐт дальше запретов, выговоров и физических наказаний; часто запугивают ребѐнка или угрожают ему; скупы на похвалы; исключают душевную близость с детьми.
Дети: развиваются чувства вины и страха, формируется механизм лишь внешнего контроля; слабый самоконтроль (если он вообще есть); с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим; они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого- несчастны.
Снисходительные родители- импульсивные, агрессивные дети.
Родители: позволяют поступать детям как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля; не обращают внимания на вспышки гнева, агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности; приходя в отчаяние, они реагируют очень остро- грубо и резко высмеивают ребѐнка, а в порыве гнева могут применить физическое наказание; лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия; методы воспитания у отцов и матерей нередко противоречивы и несогласованны.
Дети: часто поведение становится неуправляемым; не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения; не формируется самоконтроль и чувство ответственности; избегают нового, неожиданного, неизвестного- из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения; дети импульсивны, в сложных для них ситуациях агрессивны; они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, заниженной самооценкой; им нелегко справиться со своей импульсивностью, заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или совсем нет.
«Уроки любви и терпения для родителей»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы ».
А. Н. Острогорский
Дети учатся тому, что видят в своей жизни:
- Если ребёнок окружён критицизмом, он учится обвинять.
- Если ребёнок видит враждебность, он учится драться.
- Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким.
- Если ребёнка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
- Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности.
- Если ребёнка хвалят, он учится ценить других.
- Если с ребёнком обходятся справедливо, он учится справедливости.
- Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
- Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе.
- Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт
Требовательность – завышенная. Интерес к ребёнку – недостаточный.
Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребёнка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребёнок растёт как помощник матери. Так даётся установки на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно – мнительная акцентуация личности. На первый план может выходить эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребёнка удовольствий, не удовлетворяют его потребностей. Этот стиль ведёт к формированию невротических расстройств у ребёнка.
Требовательность – заниженная. Интерес к ребёнку – недостаточный.
Недостаток интереса к ребёнку вместе с невысокой требовательностью ведёт к гипопротекции. Ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Иногда родители пытаются контролировать ребёнка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребёнком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству.
Требовательность – завышенная. Интерес к ребёнку – излишний.
Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребёнку ведёт к гиперпротекции. Ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставят многочисленные ограничения и запреты. У ребёнка не сформированы инициатива и чувство долга.
Требовательность – заниженная. Интерес - излишний.
Если повышенный интерес к ребёнку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребёнок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребёнок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, недостаточно развиты нравственные нормы. В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребёнок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребёнка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.
Правила общения с ребёнком.
- Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе оно перестаёт восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
- Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательным последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
- Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите себе только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке, «Ты справишься!»
- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
- Постепенно, но неуклонно снижайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
- О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.
Проявите внимание
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его устоявшаяся личностная позиция по отношению к окружающему миру. Главенствующую роль играет семья.
В первой части сегодняшнего разговора мы постараемся раскрыть отношение к наркотикам в разные возрастные периоды:
Возрастная группа детей 10—12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курения табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ (бензин, растворители, клей).
При проведении профилактических бесед с детьми данного возраста необходимо как можно больше проявлять внимание и заботу, стараться быть для них авторитетом. Рассказывая подросткам о вреде курения, о вреде токсических веществ, не следует увлекаться перечислением их видов, способов приготовления и употребления.
Возрастная группа детей 13—14 лет. Этих интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Подростки этой группы уже эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информацию получают друг от друга, представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны. Они не видят угрозы физической, психической зависимости. Верят в то, что в любое время смогут отказаться от употребления наркотиков.
Родителям необходимо обратить внимание на некоторые личностные особенности ребят данного возраста: снижение критического отношения к своему поведению, поверхностные рассуждения, примитивность интересов. Беседуя с этой категорией подростков, необходимо постоянно акцентировать внимание на последовательность этапов наркозависимости.
Начальный этап — социальная зависимость от наркотиков. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее правилам и принимать наркотик, но вскоре ситуация начинает изменяться: организм приспосабливается к наркотику и наступает зависимость от данного зелья.
В этот момент наряду с социальной начинает формироваться психическая зависимость. Ее основой служит стремление к изменению собственного сознания и получение удовольствия. Используя механизм психической зависимости, наркотик уводит человека из реального мира в мир иллюзий. Постепенно наркоман перестает интересоваться всем, что происходит вокруг него, исчезают интересы, изменяются взгляды. Значимым становится только получение удовольствия.
Дальнейшее развитие событий зависит от того, к какому наркотику пристрастился подросток. На этом этапе и возникает физическая зависимость, когда расстаться с наркотиком становится все труднее, а потребность организма в его получении возрастает.
Любой наркотик разрушает личность, делает человека безвольным, неспособным учиться и работать, жить счастливо в семье и обществе. И наша главная задача — своим примером и терпением помочь ему научиться любить обычную трезвую жизнь.
Третья возрастная группа 15—17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. Часть ребят сменила место учебы, кто-то пошел работать, т. е. изменился жизненный стереотип его поведения. Появились новые, иногда старшие по возрасту друзья, перед которыми для самоутверждения и для врастания в новый коллектив необходимо сделать что-то необычное, чем-то выделиться. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь... По отношению к наркотикам молодежь в этом возрасте можно разделить на сторонников, противников, колеблющихся.
В борьбе за здоровый образ жизни необходимо большее внимание обращать на колеблющихся. Дискуссии и беседы вести в форме диалога и не отходить на стиль «вопрос — ответ». Нужно отметить, что информация, направленная на запугивание, нагнетание страстей, скорее принесет вред, чем пользу. Поэтому необходимо максимально точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в случае их частого и длительного приема. Уголовно-правовые и социальные вопросы обязательно должны присутствовать при беседах с подростками.
Ваша роль как родителей чрезвычайно велика именно в вопросе предупреждения алкоголизма и пристрастия к наркотикам. Почему? Потому, что раннее предупреждение употребления алкоголя и наркотиков более эффективно — и это очень важно. Детство — это время, когда вы можете доверительно обсуждать с ребенком опасности алкоголя, табака и других веществ, используемых подростками и подготовить его к встрече с ними в будущем (если эта встреча еще не произошла).
Что должны рассказать родители своим детям об алкоголе и наркотиках?
В первую очередь, прежде чем приступить к беседе на подобную тему, вы должны сами быть компетентны в проблемах алкоголизма и наркомании. Не приуменьшайте компетентности вашего тихонького семиклассника или восьмиклассника! Вполне возможно, что от старших ребят он уже не раз слышал о «прелестях» подростковой токсикомании, курения, распития пива или наркомании. Чтобы быть готовым аргументировать свои выводы в беседе с подростками, родители должны сами хорошо владеть современной терминологией в области алкоголизма и наркомании (а может быть, и молодежного сленга). Сложно? Но ведь это необходимо в современной жизни. Вспомните любимую поговорку многих полководцев: «Чтобы победить врага, надо хорошо его знать».
Во-вторых, вы должны выбрать подходящий момент. Возможно, он случится во время отдыха, и вам удастся провести воспитательную беседу, носящую более живой характер, чем просто «формальное обсуждение». Исследования показывают, что дети и подростки часто получают информацию об алкоголе или наркотиках через кино и ТВ.
Многие из этих представлений могут быть ошибочными, и у вас есть возможность разрушить некоторые мифы и скорректировать неправильные суждения ваших детей. Попробуйте помочь им понять, что:
· Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.
· Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они по-настоящему не помогают решить ни одну проблему.
· Употребление алкоголя или наркотиков - прерогатива взрослых, но ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка или подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, равно как и курение детьми до 14 лет. И ваши дети должны четко осознавать это.
· Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешными в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.
· Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых мы так часто видим на экранах телевизоров, приходят к выводу о необходимости трезвого, здорового образа жизни.